воскресенье, 6 января 2008 г.

Неоджапанизм. Коротко о выставках в Токио.

В Токио сегодня, 6 января, закрылись две выставки: фотохудожницы и режиссера Mika Ninagawa (蜷川実花 - Нинагава Мика) и художника Atui Ushio (牛尾篤 ).

Я в восторге от обоих. Причем, как фотограф, Мика Нинагава гораздо больше представлена в интеренете и известна... Но после ознакомления с работами живописца Атцуи (Атуси) Усио я просто вся изошла, чтобы найти что-то на любом языке, который я понимаю... но... увы... только крохи... Не более того: вот это его картина, родился, учился... родился он в 1958 году в префектуре Симане, в 1984 году закончил курс искусств в университете Тама, получил грант на обучение в Национальном университете искусств, где-то с 1985 начал выставляться в частных галереях, иллюстрировал книги. Манера живописи - европейская. На его работах изображены почему-то явно европейские профили, более того греко-римские со светлыми волнистыми волосами эллинов. Короче, сплошные "афродиты". Можно, как очень популярно сейчас у нас, объяснить это тягой японцев к европейской красоте и культуре и, соответственно, комплексом неполноценности по этому поводу, а можно и не делать этого, а воспринимать его работы таковыми, какие они есть, не задумываясь об их происхождении. Я не искусствовед, но обратила внимание на этого художника из-за комбинации примитивизма и символизма.

Сам художник говорит, что когда он был ребенком, ему часто давали японские сладости rakugan в форме ракушек или креветок с мучнистым вкусом, который он терпеть не мог (многие японские сладости приготовлены из крахмальной сладкой массы, что-то похожее на рахат-лукум или мармелад, их пересыпают то ли сахаром, то ли мукой, чтобы не слипались). Позже, когда он предпочел изучение европейской живописи японскому стилю рисования, он заметил, что некоторые работы в масле ему напоминают шоколад. После обучения его любовь к шоколаду привела его в Вену, где он видел некоторые работы "Джапонизма" - 日本美術 - бидзутсу - японское изобразительное искусство - подражание японскому, ориентальному стилю. Здесь он обнаружил, что многие работы совершенно неправильно интерпретировали японское искусство, хотя вполне были сносны и соответствовали цели создать этакую смесь вкуса шоколада и японских сладостей. С того самого времени художник увидел новую привлекательность японских сладостей и искусства, он пытается комбинировать форму японского ощущения и физического вкуса шоколада в своих работах.

Вторая выставка проходила в Omotesandohills. Мика Нинагава - это современная женщина 35 лет, дочь известного японского театрального режиссера Юкио Нинагава, ставшего известным на японской сцене постановками европейской классики: Шекспира и греческих трагедий (из творческой среды девочка :))).

Говорят, ее можно поставить в одном ряду с такими японскими фотохудожницами, как Hiromix или Rinko Kawauchi. Хотя мне, лично, показалось, что они абсолютно другого плана создатели, по эстетическому чувству ее можно сравнить с Rinko Kawauchi, а Hiromix - вообще другая, и все, что их объединяет - это только молодость и Япония... Яркие, экспрессивные работы Мики занимают особое место в японском искусстве, рекламе и кино. А, может, это как Бондарчук-младший, который ничем не прославился, но имя обязывает и дает возможность принадлежать сразу к высокой категории... :))

Не будем циничны... В 2006 году она сняла первый фильм "SAKURAN" さくらん , который принял участие в Берлинском кинофестивале.

За последние семь лет ее книга-сборник фотографий стала одной из лучших бестселлеров в Японии.

Невероятные цвета, сложные композиции, особый стиль портретов, которые только подчеркивают мистицизм и культовость современных суперзвёзд, будь это сестры Хилтон или звезды японского гламура.

Полностью галерею можно посмотреть на ее официальном сайте.

Трудно сказать, почему я объединила этих совершенно разноплановых художников. Возможно, только для того, чтобы сказать, что мы слабо понимаем Японию, хотя также как и себя самих. Возможно потому, что если провести аналогию, невозможно судить о русском искусстве и жизни вообще, опираясь только на яркие матрешки и водку, в нашем же понимании Япония - это гейши и самураи, в основном, либо что-то утонченно-изысканное с непостижимой восточной мудростью... энка... хоку... а еще про суши забыла. "Суши - это пища простых японских крестьян", как я недавно прочитала, в одном из блогов... Я не буду заострять внимание, но это аналогично тому, если бы мы, русские, увидели где-нибудь: осетрина и черная икра - это пища простых поволжских крестьян, поясню, что в суши используют дорогие сорта рыбы, поэтому такими маленькими порциями. Так вот, выбираясь из гастрономической темы, я продолжу, что яркие упрощенные краски в японском искусстве, в том числе и современном не значат примитивность и простоту, так как компенсируются наличием сложных деталей или нарочито простых, там другая глубина и роскошь. Поэтому думаю, что можно многие работы Мики Нинагавы воспринимать как моветон, дурной вкус, пошлый гламур, пусть даже весьма дорогой и высокого качества, но это с точки зрения европейского "понимания венского шоколада", а в то же время, видеть смысл, экспрессию, богатство красок и совсем другой мир - радости и экстремального самовыражения, простого, предметного восприятия, как от Атуи Исио, где все предметы волшебны, так и вращаются каждый на своей орбите и со собственной аурой, вовлекая нас в свою сказочную "историю". Как настоящие японские сладости, нам недоступные, неизвестные, и непонятные, почему японец мог их просто ненавидеть в детстве....

Ну и немного Ники Нинагавы в чистом виде:

А что еще отстается делать японцам? Раз хотите Джапонизм - получайте! ;)) Так можно было бы сказать о Мике, если бы не другие работы:

Комментариев нет: